К 140-летию со дня рождения Алексея Алексеевича Моргунова (1884–1935), рожденного в семье прославленного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова, Государственная Третьяковская галерея представила выставочный проект, в состав которого вошло около 40 работ мастера из более чем 30 музеев и частных собраний, включая крупнейшие коллекции из Узбекистана (Нукус) и Казахстана (Алма-Ата). Особый интерес представляют фотографии утраченных работ мастера 1913–1919 годов.
Художник родился в семье прославленного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (брак был гражданским, и сын принял фамилию матери). В Строгановском училище он получил блестящее профессиональное образование. Определяющим фактором его творческого формирования стала поездка в Европу в 1909 году, приобщение к новейшим течениям живописи- фовизму и протокубизму. На смену мягкой тональной манере первых этюдов пришли открытый звучный цвет и «граненые» очертания форм.
Алексей Алексеевич Моргунов живописец- экспериментатор, друг и ближайшего сподвижник Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Блестящий мастер, стоявший у истоков русского авангарда, Алексей Моргунов оказался недооцененным современниками и потомками. Виной тому, возможно, был его характер (отсутствие лидерских амбиций, «непубличность»). Выставочный проект не только демонстрирует масштаб таланта Алексея Моргунова, но и подчеркивает его роль в искусстве ХХ столетия.
Моргунов был дружен с Казимиром Малевичем и в 1915 году стал свидетелем появления супрематизма, создания первых супрематических полотен, в том числе «Черного квадрата», но искусство чистой абстракции его не вдохновило. Наиболее близким к супрематизму произведением Моргунова является обложка к неосуществленному журналу «Интернационал искусства» (1919), где в супрематический космос помещены фигура человека, похожего на авиатора, а также текст, несущий идею мирового единения художников-новаторов.
Выставка в Третьяковской галерее- первый персональный показ произведений Алексея Моргунова. Посетить ее можно до 26 января 2025 г.
Художник родился в семье прославленного пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (брак был гражданским, и сын принял фамилию матери). В Строгановском училище он получил блестящее профессиональное образование. Определяющим фактором его творческого формирования стала поездка в Европу в 1909 году, приобщение к новейшим течениям живописи- фовизму и протокубизму. На смену мягкой тональной манере первых этюдов пришли открытый звучный цвет и «граненые» очертания форм.
Алексей Алексеевич Моргунов живописец- экспериментатор, друг и ближайшего сподвижник Михаила Ларионова, Казимира Малевича и Владимира Татлина. Блестящий мастер, стоявший у истоков русского авангарда, Алексей Моргунов оказался недооцененным современниками и потомками. Виной тому, возможно, был его характер (отсутствие лидерских амбиций, «непубличность»). Выставочный проект не только демонстрирует масштаб таланта Алексея Моргунова, но и подчеркивает его роль в искусстве ХХ столетия.
Моргунов был дружен с Казимиром Малевичем и в 1915 году стал свидетелем появления супрематизма, создания первых супрематических полотен, в том числе «Черного квадрата», но искусство чистой абстракции его не вдохновило. Наиболее близким к супрематизму произведением Моргунова является обложка к неосуществленному журналу «Интернационал искусства» (1919), где в супрематический космос помещены фигура человека, похожего на авиатора, а также текст, несущий идею мирового единения художников-новаторов.
Выставка в Третьяковской галерее- первый персональный показ произведений Алексея Моргунова. Посетить ее можно до 26 января 2025 г.